Музейное дело, часть II: между архитектурным прошлым, строительным настоящим и эксплуатационным будущим
Постоянная экспозиция Музея транспорта Москвы разместится в гараже Константина Мельникова, который называют архитектурным шедевром эпохи авангарда. А новый музейно-выставочный центр «Коллекция» построен с нуля. Оба варианта Москве не в диковинку
С 2011 года в Москве открылись 13 новых музейных площадок и 13 экспозиций были полностью обновлены, недавно рассказывал в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин.
Так далеко в прошлое заглядывать не будем, но вот, например, в 2023 году победителем Архитектурной премии Москвы в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение объекта культуры» стал павильон «Атом» на ВДНХ, в котором музейная функция является одной из ключевых. А в списке номинаций только что врученной премии 2024 года даже есть специальная — «Лучшее архитектурно-градостроительное решение музея». Победителем стал новый музей истории Новодевичьего монастыря, среди архитектурных особенностей которого все выделяют объемные керамические панели на фасадах.
Как отмечала в первой части материала директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева, с музеями (особенно с теми, которые строятся в основном или только за государственный счет) бывает по-разному: какие-то появляются очень быстро, какие-то зависают на годы. За примерами, подтверждающими слова эксперта, далеко ходить не надо: в начало списка столичных музеев-долгостроев профессионалы обычно ставят Политехнический музей и новый корпус Музеев Московского Кремля, которые, по общему мнению, должны были открыться так давно, что теперь уже никто не понимает реальных сроков.
Но долго ли, коротко ли сказывается сказка нового музейного строительства, в любом случае музей — объект априори нетиповой. И каждое музейное здание по-своему уникально, подчеркнул в беседе с Business FM главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Сергей Кузнецов главный архитектор Москвы «В столице есть варианты, когда под музей приспосабливается историческое здание. Например, центр «Зотов» — это не совсем музей, но, скажем так, некая культурная функция. В составе Дома культуры «ГЭС-2» есть и новое строительство тоже, но, в принципе, это все равно реконструкция исторического здания. Встречается и возведение каких-то совсем новых корпусов с нуля. Легко ли вообще построить новый музей в Москве? Все относительно и зависит от задачи. Музей в принципе функция, я бы сказал, не очень сложная экспозиционно. С другой стороны, есть свои требования, конечно же, которые надо соблюдать. Но специалисты с этим справляются. Из новых музеев, которые сейчас строятся, — музей на ЗИЛе, это из ближайших проектов, которые уже на подходе. Реконструкция Пушкинского музея все еще идет. А про новый корпус Третьяковки все уже знают — он открылся в этом году».
Отвечая на вопрос, за чей счет этот банкет, главный архитектор Москвы подчеркивает: есть частные инициативы по строительству музейного объекта, есть случаи, когда федеральные музеи получают средства на свое развитие. «Наиболее архитектурно интересное музейное приобретение Москвы последних лет — Дом культуры «ГЭС-2», я бы сказал. Я считаю, что это большое событие для города, да и архитектор там серьезный — Ренцо Пиано, лауреат Притцкеровской премии и вообще звезда современной архитектуры. Хотя то, что сейчас получается на ЗИЛе, тоже классный проект — из строящихся объектов, наверное, его стоит выделить особо», — считает Сергей Кузнецов.
Музей транспорта Москвы. Фото: пресс-служба Музея транспорта Москвы
Среди пишущихся прямо сейчас столичных музейных историй, связанных с реконструкцией и приспособлением исторических зданий, отдельного внимания заслуживает рассказ о гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице, 27, в котором совсем скоро разместится постоянная экспозиция Музея транспорта Москвы. «Данная инициатива принадлежит городу, все работы проводятся по поручению мэра Москвы. В 1980-е автомобильное сообщество уже предполагало, что в гараже может появиться транспортный музей. Известный автомобильный историк Лев Шугуров в статье журнала «За рулем» за 1989 год даже предлагал конкретные площадки. Предложений было три: ведомственный гараж в Каретном Ряду, бывшие Провиантские склады на Садовом кольце и как раз наш гараж. Сегодня окончания реставрации и приспособления здания под современный музейный комплекс ожидают действительно многие», — подчеркивает директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Оксана Бондаренко директор Музея транспорта Москвы «Авангардный гараж, спроектированный и построенный в 1926-1929 годах для грузовых машин МКХ (Московского коммунального хозяйства), является памятником архитектуры регионального значения. История и география определили необычную форму участка под строительство гаража: треугольник, зажатый между несуществующим сегодня Чичкиным переулком и Ново-Рязанской улицей (современное название улица окончательно получила в 1955 году). Поэтому Мельников не мог проектировать на этом месте манеж с прямоточной системой. Но архитектор нашел выход из ситуации и спланировал здание в форме полукольца. Вначале в гараже «жили» грузовики, а осенью 1948 года здесь был создан 4-й автобусный парк, который просуществовал в гараже Мельникова до 2015 года. Как вы понимаете, в здании, которое многие называют архитектурным шедевром эпохи авангарда, всегда стоял крупногабаритный транспорт, и размещение в этих стенах музейных транспортных экспонатов — самое логичное и верное решение».
Проектом реставрации гаража Мельникова занимались московское архитектурное бюро «Проект Меганом» и московская же архитектурно-реставрационная мастерская «Фаросъ». Над проектированием и созданием постоянной экспозиции работают архитектурное бюро Planet 9, бюро музейного проектирования Pitch, музейное бюро Solarsense. А в числе консультантов проекта — искусствовед, специалист по древнерусской архитектуре Андрей Баталов и руководитель департамента культурного наследия Алексей Емельянов. «Благодаря им это здание в свое время получило статус объекта культурного наследия и было сохранено», — подчеркивает Оксана Бондаренко.
А вот новый музейно-выставочный центр «Коллекция» в составе проекта «ЗИЛАРТ» — принципиально иная история, поскольку, во-первых, тут все создается с нуля, а во-вторых, за счет девелопера проекта. Как признались BFM.ru в «Группе ЛСР», строительство музейно-выставочного центра (МВЦ) — весьма затратный процесс. «Ощутимые траты идут на специализированное оборудование вроде редкой системы пожаротушения или микроклиматических установок. Кроме того, такое строительство требует привлечения редких специалистов или поставщиков. К примеру, фасад построенного нами здания облицован крупными листами натуральной меди. Эти пластины были изготовлены по специальному заказу «Группы ЛСР» на Уральском горно-металлургическом комбинате — только здесь налажено уникальное производство листовой рулонной меди крупного формата. Весьма дорогими и сложными в изготовлении оказались и двери, ведущие в смотровые залы. Во-первых, из-за материала: они, как и фасад, изготовлены из меди. Во-вторых, из-за размеров: каждая из них достигает пяти метров в высоту. В-третьих, из-за автоматики: все двери оснащены особыми приводами, которые открываются, как только в поле зрения их датчиков попадает посетитель», — делятся подробностями в пресс-службе компании.
Какое время дня лучшее для спорта?
Как правильно построить свой день для большей эффективности?
Правда ли, что микрозелень полезна?
Какой домашний питомец может принести миллионы?
Четырехдневная рабочая неделя: «за» и «против»
Почему европейцы стали реже заниматься сексом?
Интересно, а спроектировать музей дороже, чем ТЦ или БЦ? Какие особенности архитекторам приходится принимать во внимание? И при всем разнообразии музеев есть ли какие-то общие архитектурно-дизайнерские подходы к созданию музейных объектов? Об этом — в заключительной части материала.